Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственный путь к Истине Ивана Флягина
по повести-притче Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Бахирева Людмила Сергеевна
Цели урока: -Показать жизненный путь Ивана Флягина как странничество души в поиске правды, а также -поиск и обретение Божьей истины и успокоение в ней души человеческой.
Слово учителя: Каждый большой художник- странник через пучину моря житейского. Постичь странничество как земное мытарство души русская литература пыталась во всей сложности. И тут важно, что влечет странника. Литература 19 века часто показывало странствия как путь из пустоты в пустоту, будь то паломничество Чайльд-Гарольда Байрона или путешествие пушкинского Онегина. Для обоих героев характерна “охота к перемене мест” как поиск внутреннего смысла. Но заменить внутренний покой в поиске истины внешним беспокойным движением бессмысленно. Об этом предупреждал еще Авва Дорофей. Но человеку трудно бывает удержаться на месте. Он все пытается бежать куда-то. “Где лучше? –Где нас нет”, -говорил Пушкин. И наша задача – проследить странничество главного героя повести, Ивана Северьяныча, господина Флягина, увидеть, как бессмысленное и безнадежное бегство от промыслительной воли Творца преобразовывается в поиск и обретение Его истинны и успокоение в ней души человеческой.
Беседа:
1. Что значат слова “моленный и обещанный сын”, сказанные Ивану монахом?
2. Какое знамение получил блудный сын Иван Флягин? Учитель: “Ты Богу обещан”, - сообщает ему в пророческом видении монах, т.е. Ивану изначально была уготовлена доля в иночестве, в отвержении соблазнов и мирских страстей. Но страсти и соблазны эти сильны и не дают принять предназначенное. Вот и начинается странничество. Человек бежит от своей доли, очарованный миром, но очарованный и своей обещанностью Богу, бежит и ввергает себя в тяжкие мытарства. Вот и перемещается герой в пространстве, переходя от одного бедствия к другому, пока не обретает успокоения в том, что было определено Божьим Промыслом. И только тогда он ощущает обретение свободы. Но в молодые годы Флягин живет, не слишком руководствуясь христианской моралью.
3. Расскажите о первом происшествии, ставшим поворотом в судьбе Флягина. Как реагирует Иван на укор приснившегося ему монаха?
Вывод: Как видим, ни раскаяния, ни христианского сострадания нет и в помине. Происшедшее он воспринимает как обыденное и естественное, о чем не стоит и тужить. И в последовавших затем событиях Флягин действует весьма прихотливо, повинуясь эмоциям.
4. Проанализируйте эпизод, когда молодой Флягин до смерти запорол татарина с точки зрения христианских понятий. Флягин по этим понятиям - убийца несомненный, а по закону язычников-татар он достоин похвалы и награды.
5. Расскажите о жизни героя в плену от первого лица. Как постепенно Флягин начинает осознавать себя христианином? О чем он мечтает в плену?
6. Чтение по ролям эпизода “Встреча с миссионерами” (глава 6) Оцените поведение героя после смерти 1 православного миссионера.
 Учитель: Странник ведет себя по-церковному: просит прощения у мученика, совершает обряд христианского погребения. Однако благополучное избавление от плена вовсе не обратило странника к принятию своей предназначенности, следованию промыслительной воли. Он продолжает свои скитания, претерпев немало новых бед. Но постепенно он все более проникается мыслью о необходимости противостоять дьявольским искушениям.
7. Как борется герой с соблазнами дьявола?
8. Передайте историю с Грушей. Как искупает свой грех Флягин после смерти Груши? Каков смысл видения, которому сподобился Иван? Учитель: Такое видение – знак совершающейся воли Творца, последнего пророчества монаха, который явился ему в давнем сне. Вскоре странник приходит в монастырь, где преодолевает в тяжёлом противоборстве искушавшего его беса.
9. Прочитайте этот эпизод от слов: “Меня тому один совершенный старец научил” … до слов:” Я стал так делать, и действительно все прошло.” Как помышляет завершить свое странничество лесковский герой? Заключительное слово учителя: “Мне за народ очень помереть хочется”, - говорит Иван Северьяныч, осознавая себя недостойном грешником, желая умереть за ближних своих. И вспоминаются слова Иисуса Христа:” Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.” Лесковский странник не может завершить свой жизненный путь вне следования Промыслу Божию. Но странничество героя повести есть и отражение странничества самого автора. Лесков странствует в поисках истины, странствует в многообразии человеческих типов и характеров. Странствует по сюжетам и темам русской литературы. Его очарованный странник находит успокоение. Но находит ли то автор?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»